История русской политической мысли.
Обсуждение
вводной лекции.
Лекция (Часть
1) >>
Лекция (Часть 2) >>
материалы обсуждения >>
материалы семинара в RR
Приводятся ответы С.В. Утехина на вопросы
и комментарии (курсивом, в квадратных скобках).
Полное обсуждение (без сокращений) на сайте СиВиУ
С.В. Утехин: (27-08-2003)
[Правдоруб Екклезиастов:
Насчет роли наследственности.
Некоторые ссылки я нашел (близнецовый метод) и привел их в
топике.
А вот с самим понятием МЫСЛЬ IMHO все сложнее. Помню,
выступал на семинаре в институте США и Канады (присутствовали Михайлов,
Арапов, Звягинцева, кто-то еще) примерно в 1989 году на тему этологии и
возникновения мысли и границу так мы и не нашли. Уже
тогда были известны и опыты с обучением обезьян амслену и использование
орудий (причем систематическое использование) и передача навыков такого
использования. Была опубликована и книга покойного
Крушинского.
Может быть определять МЫСЛЬ как "способ гибкой (нетривиальной) категоризации
окружающего мира, позволяющей прогнозировать его изменение при воздействиях
извне"?
Сама же по себе идея поискового поведения и инстинкта как норма неплохо была
описана тогда же (кажется Розенберг), но и она присуща практически многим
видам животных (недаром,
Мандельштам ЛЕСТНИЦА ЛАМАРКА находил серьезную границу только с насекомыми).
Но вопрос самоопределения и рамок IMHO крайне важен (я это умею плохо) и
радует что лекции с этого начались и начались и проблемно и интересно.
Хотел бы сослаться на публикации основоположников по лингвистической
относительности с моего сайта о
заблуждениях.
Кроме того, немного смущает размытость и неконструктивность определения мысли.
Может быть позиция автора прояснилась бы в ответе на наивные вопросы:
1) Мыслят ли животные и какие?
2) Мыслят ли новорожденные и еще не родившиеся и на каком месяце?
3) Мыслят ли программы категоризации?
4) Пригоден ли тест Тьюринга для определения понятия мышления?
5) Связано ли понятие мышления с понятием ощущения или с божественным,
6) Можно ли связывать мышление с негэнтропией?
IMHO если здесь не сговориться то в этой части трудности будут нарастать!
Текст очень импонирует.
Как ни пытался придраться - не получается.
Три момента как кажется можно развернуть чуть иначе - лично для меня они
важны.
1) Вычленение МЕТАФОРЫ как самостоятельной единицы - разновидности мысли.
2) Вычленение факта ВВЕДЕНИЯ В НАУЧНЫЙ ОБОРОТ ПОНЯТИЯ или МЕТАФОРЫ, что
придает эволюционный характер рассмотрению.
3) Организация СИСТЕМ в которые вкладываются разновидности предшествующей
мысли.
Возможно, уместной будет ссылка на штудии Пятигорского на темы истории и государства (IMHO он привлечен к раскраски фасада "управляемой демократии" :
тут
и тут]
1. Я не приписываю способность мыслить только человеку.
Не пытаюсь резко отграничить его в этом отношении от высших животных. Из
собственного многолетнего опыта тесного общения вынес убеждение, что
домашние собаки и кошки мыслят.
Линнеевское определение Homo sapiens ценю не как выделение человека по этому
признаку, а как утверждение, что человек мыслит, утверждение первичности в
его нравах помысла, а не поступка.
Даже осознание того, что они мыслят, вероятно, свойственно высшим обеэьянам.
Что касается осознания человеком того, что он мыслит, я склонен полагаться
на его интуицию. И свою как человека. А в дальнейшем изучении этого явления
склоняюсь к эпистемологии эмпиризма.
2. Не отдаёт предлагаемое Вами опредение мысли ленинской "теорией отражения"?
Разве свойство прогнозирования (предвидения, предсказания) присуще всякой
мысли, является неотъемлемым её признаком, неотъемлемой составляющей?
Говоря "некоторые языковеды", я в первую очередь имел в
виду теорию языковой относительности Сепира-Уорфа.
Я не даю определения мысли.
Полагаюсь на интуицию и эмпирическую эпистемологию.
Размытость, думаю, отчасти объясняется тем, что я почти не учитываю
а) подходы естественнонаучные и кибернетические, б) литературу последних
десятилетий.
Вероятно, трудности будут нарастать. Но едва ли мы можем сговориться
Предлагаю:
1. Дождаться окончания вводной лекции.
2. Посмотреть, какие будут обнаруживаться трудности в содержательной части
курса.
С.В. Утехин: (11-08-2003)
[Витальевна: Еще интересно понятие "страна", которое не тождественно ни государству, ни
обществу. Как в абстрактном плане, так и в конкретном.
Скажем, Русь как что-то большее, чем подчиненная великому князю территория
или набор княжеств - встречается как минимум в Слове о Полку Игореве.
Датировка его, правда, сильно варьируется, но все же - это явное
использование объекта класса "страна", пусть и без обобщения. Как с этим? Все-таки тема-то - РУССКАЯ
политическая мысль]
О понятии и термине "страна" в русской политической
мысли будем говорить скоро, как только дойдём до Киевской Руси.
С.В. Утехин: (13-09-2003)
[Кедр: Волнует ли историка вопросы - кто и зачем поставил вопрос для ответа, с
точки зрения, истории? Позиции что история - чистая наука, а не прикладная,
выгодная позиция, но безответственная. Если это так, то становится сразу
как-то скучно и не интересно широкому кругу практичных людей. У такой
позиции сомнительное будущее. По-моему, любая традиция, должна быть
ответственна за свое развитие и историческая наука не исключение. Если вы
ограничитесь ответом, что вы занимаетесь историей, ТОЛЬКО потому, что это
интересно Вам, не думая о приложениях, то завтра, такой профессии не будет.
Даже представители искусства, как носители своей традиции, надеются, что их
результаты станут востребованы кем-то в обществе...]
Большое спасибо. Я надеялся на комментарии, подобные Вашему.
1."Волнуют ли историка вопросы, кто и зачем поставил вопрос для ответа с
точки зрения истории?"
Что значит "кто и зачем поставил вопрос"? Если речь идёт о науке, вопрос
ставит себе сам историк. Нередко, как я пытался показать, его наводят на
вопрос работы его предшественников.
В США существует понятие прикладной истории. Один из участников моего
пенсильванского семинара, хороший историк, впоследствии зарабатывал себе на
жизнь прикладной историей: находил исторические свидетельства и доводы в
поддержку позиции своего работодателя в долголетней судебной тяжбе о правах
на воду в засушливой южной Калифорнии.
Прикладная история так же отличается от чистой, как прикладная математика от
чистой.
2."Позиция, что история - чистая наука, - выгодная позиция, но
безответственная."
В каком смысле выгодная? В житейском она очень часто невыгодна. Чаще всего
историку приходится зарабатывать на хлеб насущный не историей (=исследовательством),
а чем-то другим. Например, преподаванием.
А чистая математика тоже безответственна?
Критерий ответственности в науке - поиск истины ради неё самой.
С научной точки зрения безответственно подставлять на место истины другие
ценности.
3. "... становится как-то скучно и неинтересно широкому кругу практичных
людей."
Конечно. И многим непрактичным тоже. Мало ли, кому что скучно и неинтересно.
Мне, например, неинтересно, почему Луна не из чугуна. И, наоборот, очень
интресна этимология слова "история". Много лет употребил на изучение того,
как Ленин усвоил взгляды на политическую организацию, стратению и тактику,
следование которым дало ему возможность захватить и удерживать власть.
Нескучно и занимательно обычно пишут популяризаторы, а не исследователи.
Хотя известно немало примеров, когда сам исследователь излагает результаты
своих трудов так, что интересно не только другим историкам. Многие
неисторики с интересом читали Геродота, многие - Гиббона. Из известных
русских историков таким талантом обладали Карамзин и Ключевский.
Но это - дело изложения результатов исследования, а не само исследование.
4. "У такой позиции сомнительно будущее. ... любая традиция должна быть
ответственна за своё развитие, и историческая наука - не исключение. Если
... Вы занимаетесь историей ТОЛЬКО потому, что это интересно Вам, не думая о
приложениях, то завтра такой профессии не будет."
Я настроен более оптимистично. Нашей профессии, несмотря на все невзгоды,
удалось просуществовать две с половиной тысячи лет. Всегда находидись
энтузиасты, традицию хранишие, продолжавшие и развивавшие.
Даже Сталину не удалось её искоренить.
Об опасностях, грозящих исторической науке сейчас, буду говорить в следующем
разделе лекции.
Наверх
Лекция (Часть
1) >>
Лекция (Часть 2) >>
материалы обсуждения >>
материалы семинара в RR