Главная  >>  CиВиУ >> Утехин С.В. >> Национальность: историк

Дж. Энтин -Почетный профессор (Professor Emeritus) Пенсильванского университета, специалист по русской истории; друг и многолетний ближайший коллега С.В. Утехина. 
С.М. Ляндрес - Профессор (Associate Professor) Нотр-Дамского университета, специалист по русской истории; ученик С.В. Утехина.

"НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИСТОРИК"

Памяти профессора Сергея Васильевича Утехина (1921-2004)

 11 июля с.г., на 83-м году жизни, в результате перенесенного 20 мая обширного инсульта, в Стэнфордской университетской больнице скончался выдающийся русский ученый, педагог, заслуженный профессор Пенсильванского государственного (штатного) университета, специалист по русской истории, член НТС с 1947 г. Сергей Васильевич Утехин.

С уходом Утехина русская историческая наука понесла невосполнимую потерю. Ученый с необычайно широким кругозором, феноменальной памятью и уникальными знаниями в самых разнообразных областях гуманитарных и социальных наук, он опубликовал многочисленные академические и публицистические труды на английском, русском и немецком языках. Энциклопедический склад ума позволял Утехину писать научные труды и руководить подготовкой аспирантов по всем периодам русской истории. Наиболее значительный вклад в науку он внес трудами по истории русской политической мысли, а также легендарным аспирантским семинаром по русской истории, который он вел на протяжении 15 лет в Пенсильванском университете, а в последние годы и в России.

Наука служила, в его понимании, основой для целостного, плодотворного развития человеческой личности. Настоящий русский интеллигент, Сергей Васильевич глубоко и искренне верил, по-приютински, в значение практики "малых дел" для достижения больших целей. Всю свою долгую и интересную жизнь Утехин неизменно служил идеалам свободы и науки и делал все от него зависящее для того, чтобы на его многострадальной родине восторжествовали, наконец, право, гражданские свободы, и социальная справедливость. В верховенстве права, а не в диктатуре закона, военной мощи, надуманной державности и усилении "вертикали власти" он видел залог свободы и благополучия граждан России.

Сергей Васильевич Утехин родился 18 декабря 1921 г. на Волге, в селе Теньки (Теньковского района, Татарской республики), под Казанью. Его родители – Евдокия Петровна и Василий Петрович – были школьными учителями. Василий Петрович основал в Теньках сельскую школу, которой и заведовал до 1927 г. Потом, до 1934 г., Утехины жили в Казани, а затем были вынуждены срочно перебраться в Караганду – один из учеников Василия Петровича Утехина, имевший отношение к НКВД, предупредил своего бывшего учителя о грядущем аресте.

Значительную часть населения Караганды в те годы составляли политические ссыльные и семьи заключенных, общение с которыми навсегда сохранилось в цепкой памяти С.В. Утехина. Отразилось оно и на уже вполне сложившемся антисоветском (точнее, в то время, еще только антисталинском) настрое Сергея, на его понимании политического и социально-экономического положения в стране. Он часто потом вспоминал, как еще во время "выборов" 1936 г. в Верховный Совет, ходил на избирательные участки, агитируя, с большим для себя и семьи риском, за беспартийных кандидатов.

В Караганде Утехин окончил среднюю школу и летом 1939 г. поступил на исторический факультет Московского университета. Ему посчастливилось учиться у таких видных представителей дореволюционной исторической школы как С.В. Бахрушин, К.В. Базилевич, А.Б. Ранович, А.В. Арциховский, В.С. Сергеев, С.П. Толстов. В университете Утехин подружился со многими интересными и талантливыми молодыми людьми. Образовалась своя компания, в которой вполне свободно обсуждалось политическое положение в стране – сталинщина и ежовщина.

Судя по всему, от политических репрессий Утехина спасла война ("Гитлер с компанией", как позже с иронией говаривал Сергей Васильевич). Не попав в армию по состоянию здоровья (сильнейшая близорукость и поврежденная с детства левая рука), Утехин летом 1941 г. получил назначение преподавателем средней школы в Анапском районе Краснодарского края. Летом следующего года он сдал экстерном выпускные экзамены в Краснодарском педагогическом институте. Район попал под немецкую оккупацию, и вскоре Сергей Васильевич вместе с отцом и сестрой Верой (мать, Евдокия Петровна умерла перед самой войной) были угнаны в Германию, где до конца войны находились в лагерях принудительного труда для "восточных рабочих", главным образом на судовервях Круппа.

Окончание войны застало семью в британской зоне оккупации Германии, откуда он с семьей намеревался возвращаться на родину. Но, перед самой отправкой в советскую зону, до лагеря "перемещеных лиц", где содержались Утехины, дошли сведения, что возвращающихся в СССР отправляют в прямо ГУЛаг. От первоначального решения пришлось отказаться, и Утехины остались в британской зоне. Сестра Вера вскоре уехала в Англию по набору медицинских работников, откуда писала отцу и брату, что в этой стране "дышится свободно". Сергей Васильевич тем временем поступил в Кильский университет, который успешно закончил в 1949 г., получив степень Dr. phil. (доктора философии) по истории. Свою докторскую диссертацию на немецком языке Утехин посвятил разбору, класификации и аннотации документов, опубликованных в журнале "Красный архив".

За проведенные в послевоенной Германии пять лет Утехин принимал самое активное участие в эмигрантской политической жизни. Здесь он стал, по его собственному выражению, "окончательным антисоветчиком". Здесь же в 1947 г. вступил в НТС, членство в котором сохранил до конца дней, и которым гордился. С того времени и до падения коммунистической власти в России Утехин считал себя политическим эмигрантом. Он сознательно не принимал подданства ни одной из трех западных стран, где ему пришлось подолгу жить и работать. Он живо интересовался происходящим на родине, не терял надежды на возвращение в Россию, поскольку был убежден, что она станет свободной. Одним из наиболее ярких событий жизни Утехина в период его пребывания в Германии стало его выступление с пленарным докладом о положение в СССР на учредительном съезде Конгресса за свободу культуры. Это было в Берлине в 1950 г.

В 1949-1952 гг. Утехин часто публиковался в журнале "Посев", близко сошелся с Р.Н. Редлихом, Н.Е. Андреевым, М.И. Осиповым и др. Результатом их научного сотрудничества стали "Очерки большевизмоведения", вышедшие в издательстве "Посев" в 1956 г. В соавторстве с Андреевым и Редлихом Утехин написал главу "Методологические предпосылки предлагаемого издания", а вместе с Осиповым и Редлихом – "Советское общество". Основываясь на учении либерального британского философа Иеремии Бентама, авторы "Очерков" разработали теорию фикций, которую затем с успехом применили к изучению советского опыта. Незаслуженно забытые на Западе и практически неизвестные в России, "Очерки большевизмоведения" не только не утратили своего научного значения, но и оказались своего рода предвестниками модных сегодня тенденций рассматривать советское прошлое через призму менталитетов, языковой символики и культурно-этнических "идентификаций".

Через год после окончания Кильского университета Сергей Васильевич получил стипендию в Оксфорде, куда переехал вместе с престарелым и к тому времени практически ослепшим отцом. Там он познакомился со многими видными английскими философами, историками, социологами и экономистами. Особенно теплые отношения у него сложились с Исайей Берлином, учеником и последователем которого Утехин считал себя все последующие годы. Он всегда обращался к Берлину на русский манер, называя Исаем Марковичем. Близкое общение с Берлином отразилось на формировании философских и исторических взглядов Утехина, особенно на понимании им вопроса о свободном выборе в истории. Это прослеживается в работах Утехина "Берлин и его идейное наследие" ("Грани", № 189, 1999; "Вопросы философии", № 5, 2000) и "Череда судьбоносных выборов" ("Грани") Под влиянием того же Берлина Утехин окончательно освобождается от остатков марксизма ("марксятины", по словам самого С.В.) в понимании истории, социологии и политэкономии.

После окончания в 1953 г. Оксфордского университета по специальности политиковедение, Утехин в ожидании преподавательского места, переезжает в Лондон. Следующие пять лет он служит ассистентом в русской секции BBC. Работая в основном в ночные смены, Утехин по утрам отправляется в Британскую библиотеку и проводит там остаток дня в занятиях. Он регулярно пишет статьи о положениии в СССР для влиятельной английской газеты "Manchester Guardian" (1953-1957 гг.), а также публикуется в известных популярных и научных изданиях, в т.ч. "Times Educational Supplement", "Survey, Twentieth Century", "Political Quarterly, Problems of Communism".

В центре его интересов по-прежнему лежит история политической мысли в России, особенно, идейные и организационные истоки ленинизма. В 1958 г. выходит его важная и по тем временам совершенно новаторская статья об идеологических союзниках большевиков “Bolsheviks and Their Allies After 1917: The Ideological Pattern” // "Soviet Studies", vol. X, no. 2, October 1958 (в 1963 г. она переиздается в известной американской хрестоматии под редакцией Сиднея Гаркави).

В эти же годы Сергей Васильевич подготавливает одну из наиболее известных своих работ – краткий энциклопедический справочник по России – "Everyman’s Concise Encyclopaedia of Russia", первое издание вышло в Лондоне в 1961 г. Сам пишет для этого справочника большинство статей. На BBC Утехин знакомится с сотрудниками русской секции – эмигрантами первой волны. Будучи сам увлекательным собеседником, Утехин близко сходится и по долгу беседует с Виктором Семёновичем Франком (сыном известного философа), Анатолием Максимовичем Гольдбергом и др.

В 1958 г. по приглашению ведущего английского советолога русско-еврейского происхождения Леонарда (Леонида Максимовича) Шапиро Утехин занимает место старшего научного сотрудника (senior research officer) в Лондонской школе экономических и политических наук. Там он с успехом читает курс лекций по истории русской политической мысли. На основе этих лекций Утехин в 1964 г. подготовил, пожалуй, свою самую известную книгу – "Russian Political Thought: A Concise History" (Praeger, 1964), переведенную затем на немецкий и испанский языки и выдержавшую несколько английских изданий. В 1962 г., при содействии Л. Шапиро и И. Берлина, Утехин возвращается в качестве исследователя (Research Fellow) в Оксфорд в колледж Св. Антония. В том же году Утехин основывает семинар, посвященный изучению России и СССР (The Soviet Affairs Seminar of St. Antony’s College) и поныне действующий в этом колледже. В следующем году выходит в свет подготовленное Утехиным англоязычное издание ленинского памфлета "Что делать?" ("Lenin’s What Is To Be Done", 1963) с подробными комментариями и обширной вступительной статьей.

В колледже Св. Антония Утехин продолжает работать над историей русской политической мысли советского периода, которую собирается проследить до 1967 г. Здесь же он сосредотачивается на изучении истоков русского революционного движения и, особенно, ленинизма. Накопленные к тому времени знания и материалы Утехин со свойственной ему ясностью мысли и формулировок обобщает в серию статей. В 1962 г. он публикует исключительно важную работу о так называемом подготовительном периоде в русском революционном движении 1880-х гг. (“The ‘Preparatory’ Trend in the Russian Revolutionary Movement in the 1880’s.” // "St. Antony’s Papers", No. 12, Soviet Affairs, No. 3, 1962. См. также: “Who Taught Lenin. N.P. Ogarev, Precursor” // "Twentieth Century", July 1960). Здесь впервые показана идейная, организационная и личностная преемственность русских революционеров, идущая от Н.П. Огарева через поколения народовольцев и народников к молодому Ленину и большевицкому подполью. Написанная на основе тщательного изучения опубликованных к тому времени источников, эта блестящая статья до сих пор представляет значительный интерес. По глубине осмысления материала и исторической проницательности, она возможно превосходит все когда-либо написанное на эту тему.

В первой половине 1960-х Утехин знакомится и близко сходится с часто гостившим в те годы в колледже Св. Антония А.Ф. Керенским. В это время Керенский работает над своими мемуарами, в подготовке которых ему помогает и Утехин. Сергей Васильевич записывает на диктофон их многочасовые беседы о политической жизни и быте последних лет императорской России. Эти записи послужили основой последних и наиболее полных воспоминаний Керенского. ("The Kerensky Memoirs: Russia and History’s Turning Point". Cassell. London 1966. В обратном переводе мемуары Керенского были опубликованы в "Вопросах истории" в 1990-1991 гг., затем отдельным изданием под названием "Россия на историческом повороте. Мемуары". – М.: Республика, 1993).

Именно общение с Керенским, несмотря на явную сдержанность последнего в вопросе о зарождении и деятельности русского политического масонства, окончательно убедило Утехина в важности самого серьезного изучения этого явления в истории русской политической мысли и освободительного движения начала XX в. Значение и интерес к этой теме ему удалось впоследствии передать некоторым своим американским ученикам.

Важным событием в жизни Сергея Васильевича стала его первая поездка в США в 1964 г. Он выступает в ведущих университетских центрах по изучении России, работает в Гуверовской библиотеке в Стэнфорде, где знакомится с её славянским библиографом Мариной Павловной Страгус (Тынковой), ставшей впоследствии его женой и верным другом.

Вернувшись в Англию, Утехин получает в 1965 г. постоянное место лектора (Lecturer) по русской истории и советологии в Глазговском университете в Шотландии. Его ближайшим старшим коллегой в Глазго был крупнейший в то время на Западе специалист по советской экономике Алек Нов (Александр Яковлевич Новаковский). Здесь же в Глазго Утехин становится редактором ведущего британского советологического журнала "Soviet Studies".

Но в Шотландии Утехин оставался недолго. В 1968 г. он едет в качестве почетного приглашенного профессора в Пенсильванский государственном университет. Следующий учебный год он с женой проводит в Канзасском университете и тогда же получает постоянное профессорское место в Пенсильванском государственном университете. В нем он проработал следующие пятнадцать лет.

В эти годы Утехин сосредотачивается главным образом на преподавании. Он читает курсы лекций по русской истории, изредка – по истории коммунизма. Основное внимание уделяет подготовке аспирантов по русской истории. В соответствии с лучшими традициями немецких университетских семинаров, практически полностью перерабатывает аспирантские семинары по русской истории и по историческому методу.

Ставший вскоре легендарным, двухсеместровый семинар профессора Утехина по русской истории проходил, как правило, в гостеприимном доме Сергея Васильевича и Марины Павловны. В семинаре участвовали не только аспиранты. Туда приглашались и наиболее способные студенты старших курсов и уже выполнившие формальные требования семинара аспиранты-историки, а также социологи, философы и др. На семинаре выступали преподаватели с исторической и других кафедр, приглашенные профессора из других университетов.

Благодаря необычайно широкому кругозору и знаниям, совершенному владению историческим методом и редким душевным качествам, чете Утехиных удалось создать уникальную дружественную атмосферу подлинного научного сообщества. Многие из его участников и по сей день продолжают традиции семинара во многих американских университетах.

В 1984 г., будучи еще в полном расцвете сил и энергии, Утехин вынужден был, по семейным обстоятельствам, выйти в раннюю отставку и поселиться в г. Менло Парк (штат Калифорния) недалеко от Стэнфордского университета. Близость к крупнейшему американскому университету и, особенно, к Гуверовской библиотеке и архиву позволили ученому продолжить научные занятия, не оторваться от научной жизни.

После отставки он возобновляет отошедший было на второй план интерес к политическим событиям в СССР, к тенденциям развития русской, в частности, диссидентской, политической мысли. Он избирается членом Руководящего круга НТС, публикуется в "Посеве" и "Гранях".

Оказавшись без привычной за многие годы студенческой аудитории, Сергей Васильевич с большим желанием и интересом встречается с молодыми историками. По счастливой случайности одному из авторов этой статьи довелось в те годы часто и подолгу беседовать с ним и во всей полноте испытать как бы незаметное, ненавязчивое влияние выдающегося учителя. Никогда Сергей Васильевич не показывал своего превосходства, всегда внимательно и с неподдельным интересом выслушивал любого собеседника. При этом он демонстрировал редкую способность превращать любую серьезную беседу в научный семинар.

Во второй половине 1980-х Сергей Васильевич вместе с Мариной Павловной много сил и времени потратили на подготовку фундаментальных комментариев к русскоязычному изданию дневников известного историка Ю.В. Готье (опубликованы сначала в "Вопросах истории" за 1991-1992 гг., затем отдельной книгой московским издательством ТЕРРА в 1997 г. Готье Ю.В. Мои заметки. [1917-1922 гг.]) Комментарии Утехин к этой работе по сути представляют собой энциклопедию московской жизни русского лихолетья.

С началом гласности в СССР Утехин практически целиком погружается в политику и со свойственной ему обстоятельностью следит за происходящими на родине событиями, выписывает десятки русскоязычных газет и журналов, встречается с учеными и писателями из России. С некоторыми из них, как с, увы покойными ныне, В.И. Старцевым, А.Г. Тартаковским, Н.Я. Эйдельманом, сходится особенно близко. С падением коммунистического режима Утехин устремляется в Россию. В 1992-1993 гг. преподает историю русской политической мысли и философию права в Российском государственном гуманитарном университете (созданном на базе Историко-архивного института) и в Новом гуманитарном университете Н. Нестеровой в Москве.

В последний раз Утехин смог приехать на родину в 1996 г. для участия в VI съезде НТС, проходившем в Перми. Со второй половины 1990-х здоровье Сергея Васильевича сильно пошатнулось. Одно недомогание сменялось другим. О поездках в Россию уже не могло быть речи и Утехин решил посвятить оставшиеся силы и время организации перевода на русский язык и распространению на родине либеральных идей И. Берлина. Он твердо верил, что без знакомства с ними, в России не построить свободного общества, основанного на праве. Со свойственной ему энергией Утехин также занялся устройством виртуального исторического семинара по истории русской политической мысли и историческому методу. Последний он считал особенно важным в свете повального увлечения молодыми русскими историками так называемым постмодернизмом. Эта тенденция представлялась ему опасносой.

В 2003 г. Утехину удалось с помощью молодых российских коллег создать Синергетический виртуальный университет (СВУ), в котором он вскоре занял должность ректора, а затем декана гуманитарного факультета. Первые лекции по истории русской политической мысли он успел поместить в Интернете: http://utechin.narod.ru/libr.htm. Постигший Сергея Васильевича 20 мая с. г. инсульт застал его в самом разгаре подготовки очередных лекций и пособий. До последнего дня жизни Сергей Васильевич сохранял самообладание и ясность ума, стремление как можно скорее вернуться к работе. Будучи прикованным к больничной койке, профессор Утехин продолжал думать над планом будущего русскоязычного издания своей "Истории русской политической мысли".

С уходом профессора Утехина мы потеряли "ученого среди ученых". К нему, как ни к кому другому относится известная фраза, что его национальностью была история. Ему были совершенно чужды какие бы то ни было национальные, расовые или социальные предрассудки. Он не терпел красно-коричневых и "русопятствующих", по его выражению, антисемитов.

Более всего Сергей Васильевич ценил свободу, особенно свободу внутреннюю. Следующее место в шкале его ценностей занимала Россия, за ней следовала наука, служившая ключом к целостному, плодотворному развитию человеческой личности. От нас ушел замечательный, благородный человек. Мир праху его!

(с) Посев №10 2004

 

добавлено 21.12.2004

На главную| CиВиУ | С.В. Утехин  | Гостевая Книга | Форум

 



Hosted by uCoz