Главная  >>  CиВиУ >> Утехин С.В. 

С.В. Утехин

О СОЛИДАРИСТИЧЕСКОМ ЛИБЕРАЛИЗМЕ И   ЛИБЕРАЛЬНОМ СОЛИДАРИЗМЕ

Либерализм (от лат. liber "свободный", liberalis "достойный свобод- ного человека") - приверженность свободе. В русском языке (как и во французском, немецком, английском) этот термин бытует с начала XIX столетия. Но либеральное учение о религиозной свободе,  граж- данских правах и свободе хозяйственной жизни развивалось в Западной Европе с XVI века. 

Для понимания либерализма важно, что классики этого учения в XVII и XVIII вв. обычно связывали его с требованиями социальной справедливости и общественной солидарности. Локк (1632 - 1704), исходя из христианского представления о естественном праве, писал, что каждый человек, вне зависимости от того, работает он или нет, имеет равное право на существование и что общество обязано  обес- печить каждому питание, одежду и кровлю. Монтескье (1689 - 1755), вторя Локку, добавлял, что государство должно обеспечивать своим жителям и здоровье. Юм (1711-76) следовал Локку, понимая справед- ливость как, в первую очередь, утверждение права собственности. И ценность такой справедливости выводил из "общественной полез- ности" (предвосхищая будущее учение солидаристов о "функциональ- ной" собственности). Адам Смит (1723-1790), профессор моральной философии, настоятельно убеждал, что утверждать справедливость должно правительство. Отстаивая свободу рынка, он в то же время возлагал на правительство стандартизацию мер и весов, клеймение товаров для указания их качества, установление строительных стан- дартов. Там, где неизбежна монополия, считал гораздо более предпо- чтительным правительственный, а не частный контроль. В России С. К. Десницкий (ок. 1740 - 1789), ученик и почитатель Смита в универ- ситете Глазго, поклонник Юма, также признавал право каждого чело- века на выживание. 

Французские физиократы, с середины XVIII века боровшиеся с мелочной регламентацией хозяйственной жизни со стороны при- верженцев меркантилизма в правительстве, истолковывали "естест- венный порядок" в духе своего лозунга "Не мешайте!" (Laissez faire). Позже (в 1830-40-х гг.) его подхватили английские сторонники сво- боды торговли (фритредеры) во главе с Р. Кобденом (1811-65).

Крайнего индивидуализма либеральная мысль достигла в много- численных работах позитивиста Герберта Спенсера (1820-1903). Отка- завшийся от высшего образования самоучка-инженер, с презрением относившийся к гуманитарным наукам (с которыми был знаком весь- ма поверхностно), выстраивал грандиозную схему эволюции всего сущего - от небесных светил до человеческого сознания. В обществе, как и в природе, он видел выживание наиболее приспособленных (survival of the fittest; кстати, само это выражение принадлежит ему, а не Дарвину) и этим положил начало теории, получившей название социального дарвинизма. Спенсер был решительно против какой бы то ни было помощи неимущим как неприспособленным и обречён- ным эволюцией на гибель. Довёл теорию 1аissez faire до крайних пре- делов, считая, что социальное законодательство второй половины XIX века (регламентация рабочего времени, продажи спиртных напитков, общественной гигиены, образования) ведёт к рабству.

Взгляды физиократов, фритредеров и Спенсера получили широкое распространение. Многие в конце XIX и начале XX вв. стали приписы- вать их и классикам, отождествлять с либерализмом вообще. Этот ли- берализм и обличали по инерции в 30-е годы Г. К. Гинс и авторы "Кур- са национально-политической подготовки".

Однако, ещё Джон Стюарт Милль (1806 - 1873), отчасти под влияни- ем немарксистского социализма (сенсимонизма), вернулся к подлин- ному наследию Локка и А. Смита, к идее социальной справедливости и положил начало так называемому социальному либерализму, кото- рый можно назвать солидаристическим (On Liberty, 1859). С 90-х годов прошлого века французский юрист М. Ориу (1856 - 1929) под влияни- ем католического солидаризма развивал либерально-солидаристичес- кую (или солидаристическо-либеральную) теорию публичного права. В 1930-е годы либеральный экономист Джордж Мейнард Кейнс (1883 - 1946) разработал теорию полной занятости (предотвращения безрабо- тицы).

В Англии, начиная с 1906 года, именно либеральные кабинеты Кампбелл-Баннермана, Асквита и Ллойд Джорджа ввели страхование от увечий на работе, пенсии престарелым, закон о защите детей, вось- мичасовой рабочий день для шахтеров. В России либеральный Про- грессивный блок отстаивал такую же политику. Наконец, в США Де- мократическая партия, по преимуществу либеральная, после избра- ния в 1932 г. президентом Ф. Рузвельта провела в жизнь "Новый курс" (New Deal). Всё это – солидаристический либерализм на практике. Милль и Ллойд Джордж, а в России либеральная (в основном) Консти- туционно-демократическая партия ради социальной справедливости выступали даже за принудительное отчуждение (выкуп) части земель крупных земельных собственников.

Гинс увлёкся солидаризмом корпоративным, который едва ли можно сочетать со свободой. Такое сочетание пытался найти Кро- поткин в России и гильдейские социалисты в Англии. Можно при желании продолжать теоретические поиски, как это делают так называемые коммунитарии в США. На практике корпоративный солидаризм везде вводился и поддерживался принудительно или обманом.

Тем временем солидаристический либерализм продолжал развиваться очень успешно, как в теории, так и на практике. В Анг- лии либеральный экономист У. Беверидж (1879 - 1963) разработал сис- тему всеобщего социального страхования и здравоохранения. Либе- ральный экономист Дж. Р. Хикс (1904-89) - экономическую теорию благополучия (welfare economics). Законодательством 1940-х годов предложения Бевериджа были узаконены; с 40-х до начала 80-х гг. систематически проводилась кейнсовская политика полной заня- тости. Сходное законодательство и сходная политика проводились после II мировой войны в других странах Западной Европы и в США.

Если посмотрим на либерализм в настоящее время, то увидим, что в основном это - либерализм солидаристический. До такой степени от- личный от индивидуалистического, что немногие фанатики послед- него, спенсеровские эпигоны, называют себя не либералами, а либер- тариями. Среди экономистов есть близкое им влиятельное антикейн- сианское течение монетаристов. В США существует философско-пра- вовое либеральное течение, сторонники которого заняты обоснова- нием естественных прав личности и её автономии, до некоторой сте- пени в ущерб общественной солидарности. Политики, считающие (как и теоретики-монетаристы), что солидаризация либерализма за- шла слишком далеко и нужно качнуть маятник назад, обычно (по крайней мере, в Англии и США) называют себя не либералами, а консерваторами.

Крупнейший современный теоретик либерализма И. М. Берлин был сторонником либерализма социального.

Солидаристический либерализм очень близок по содержанию (а отчасти и по риторике) к непринудительному, некорпоративному персоналистическому солидаризму, которому вполне подходит на- именование солидаризма либерального.

"ПОСЕВ" 2-99

добавлено 19.08.2004
На главную; Гостевая Книга;   Форум



Hosted by uCoz