главная >> Публикации >> |
// Эмпирические исследования гражданского общества. Сборник материалов общественных слушаний. Москва, 2009. С. 169-171.
Социальная стратификация современного российского общества
Федоров В.В.,
Генеральный директор ОАО «Всероссийский центр изучения
общественного мнения», к.полит.н.
Львов С.В.,
Руководитель Управления политических исследований, руководитель
проекта «Динамика стратификационных процессов в современном
российском обществе (трансформация социальных групп и качество
жизни)» ОАО «ВЦИОМ», к.с.н.
Баскакова Ю.М.,
Ведущий аналитик проекта «Динамика стратификационных процессов
в современном российском обществе (трансформация
социальных групп и качество жизни)» ОАО «ВЦИОМ», к.полит.н.
Целью исследования является изучение социальной структуры современного российского общества, выявление существующих в нем социальных групп и построение их условной иерархии, выявление и анализ основных тенденций динамики социальной структуры.
Проект «Социальная стратификация современного российского общества», реализованный в январе-феврале 2009 г., является второй волной проекта «Реальная Россия», выполненного в 2004–2005 гг. Эмпирической базой первой волны исследования стали результаты опроса, проведенного по всероссийской выборке объемом в 15 000 человек, репрезентирующей население России по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта, методом формализованного интервью; эмпирической базой второй волны – результаты опроса, проведенного по всероссийской выборке объемом в 5 000 человек.
Полученные эмпирические данные были обработаны статистическими методами и сопоставлены с результатами 2004 г., что позволило не только выявить структуру современного российского общества, но и проследить основные изменения за последние пять лет.
В основу построения социальной структуры были положены три ключевых критерия: образование, профессиональный статус, материальное положение. В результате получена социальная структура общества, состоящая из 10 социальных групп, различающихся по уровню дохода, образования, социально-профессиональному статусу, а также по социальной психологии.
По уровню дохода эти группы позволяют выделить несколько иерархических уровней социальной пирамиды. Наверху получившейся социальной пирамиды стоят управляющие и высококвалифицированные интеллектуалы – «белые воротнички» (10,4%) – это топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты.
Далее следуют «синие воротнички» (12,2%) – к этой категории относятся люди, чьей сферой деятельности является физический труд, высококвалифицированный и просто квалифицированный. Высокий уровень материальной обеспеченности представителей этой группы позволяет расположить их на второй ступени социальной пирамиды.
Достаточно большую долю населения страны, как и ранее, составляет социальный слой, который мы обозначили как «интеллигенция», или «голубые воротнички». К этому слою мы отнесли людей, которые определили свой род занятий как «работники преимущественно интеллектуального труда»,
квалифицированные и высококвалифицированные.
Большую прослойку (24,2%) составляют «серые воротнички» – люди, которые определяют род своих занятий как низкоквалифицированный труд. Это наименее образованный слой российского общества с низким уровнем дохода, который находится на грани нищеты.
В самом низу социальной пирамиды расположены группы «неработающие» (8,7%), «учащиеся» (5,1%), «пенсионеры» (29%).
Полученная социальная структура позволила выделить и описать средний класс, объем которого оценивается нами в 22,5% всего населения страны. Год назад объем среднего класса составлял 25%. Таким образом, за период кризиса объем среднего класса уменьшился на 2–3%. Изменение объема среднего класса сопровождалось также изменением его структуры: к 2009 г. за его пределы вышла «интеллигенция», одновременно его ряды значительно пополнили квалифицированные работники физического труда (работники строительства, транспорта, торговли).
Есть предположение, что тенденция к расширению среднего класса прервалась в 2008–2009 гг. в связи с мировым экономическим кризисом. Кризис, по признанию 27% представителей среднего класса, оказал сильное негативное влияние на их положение.
Современный средний класс формирует свою внутреннюю структуру, которая сегодня выглядит следующим образом.
Верхний средний класс (1,5%) – топ-менеджеры, частные предприниматели, высококвалифицированные специалисты. Большинство в группе находятся в зоне капитала, это в основном жители крупных городов с высоким уровнем потребления и образа жизни.
Средний средний класс (11,5%) – менеджеры среднего звена, образованные интеллектуалы, высококвалифицированные рабочие. В группе наблюдается постоянный рост уровня качественного потребления, хотя кризис существенно отразился на доходах группы (те, кто имеет доход от 10 тыс. рублей + живет в собственном доме или квартире + большая площадь жилья + наличие дополнительного жилья или те, кто имеет доход от 30 тыс. рублей).
Нижний средний класс (10%) – в основном квалифицированные рабочие, квалифицированные специалисты и служащие (доход 15 тыс. рублей и более или наличие любых 5 предметов, или авто + доход от 10 тыс.рублей)
Кроме того, результаты исследования показали, что в России до сих пор существует слой бедных, составляющий около 18% населения – почти пятую его часть. Половину этого слоя составляют пожилые люди пенсионного возраста, которых размер пенсии и отсутствие накоплений обрекает на нищее существование. Представители этого слоя практически равномерно распределены по всем типам населенных пунктов. Как правило, это люди с невысоким уровнем образования, работники государственных предприятий. Этот слой отличает не только низкий уровень доходов и потребления, но и социальная пассивность. Его представители рассчитывают на государство. Они не склонны к участию в деятельности общественных организаций в надежде улучшить социальную ситуацию. Они не склонны даже менять место жительства в поисках лучшей жизни. Среди ценностей этой группы качества, характеризующие активную жизненную позицию, такие как интеллект, ответственность, энергия, уверенность в себе, стоят на последних местах. Философия этой группы сосредоточена в высказываниях «Просто живу как живется» и «Жизнь – это непрерывная борьба за выживание».
Результаты исследования позволили проанализировать влияние экономического кризиса на основные социальные группы современного российского общества, а также оценить изменение уровня общественной активности этих групп в связи с кризисом.
Большинство россиян остаются политически пассивными. Только ничтожно малое количество из них (4%) считают необходимым участвовать в деятельности различного рода общественных движений и организаций, а еще 22% допускают для себя такую возможность. Примерно столько же не считают возможным участвовать в работе общественных организаций (17%) или вовсе относятся к их деятельности негативно (10%). Главным инструментом для вывода России из нынешнего положения россияне видят
сильную государственную власть (56%).
Исследование показало, что при наличии определенных различий в социальной психологии выделенных групп изменение ценностей происходит очень медленно. Подавляющее большинство населения (80%)
считает, что государство в первую очередь должно обеспечивать порядок в стране, и только 15% полагает, что первоочередная задача государства – обеспечивать свободу граждан. Такое же соотношение было
и пять лет назад, тогда 78% респондентов выбирали порядок и только 16% – свободу.
Главная | политбиблиотечка | форум | статьи | гостевая книга |
© JB Последнее изменение 15.12.2009