Главная  >>  CиВиУ >> Утехин С.В. 

Генерал Власов - "перевертыш" или российский патриот?

Дискуссия в рамках проекта Respublika.Ru по теме, предложенной Сергеем Васильевичем. Приводятся основные его высказывания, сгруппированные по датам и по темам, иногда с указанием реплик, на которые дается ответ.

Начало дискуссии (2002 г.)     Материалы  дискуссии (документы и отрывки из книг)

Часть 2 (2003 г.)

Переход на форум дискуссии
Участники беседы

14-08-2003

[На реплику Правдоруба Екклезиастова: " Cталин русских убил больше чем Гитлер . Власов и РОА ставили задачу России без коммунистов, но Гитлер им это не дал"]

Каждому непредубеждённому человеку, давшему себе труд познакомиться с историческими источниками и серьёзными исследованиями, это совершенно ясно.

[На реплику Витальевны: "у меня ощущение, что Ваша личная привязанность к учителям из НТС (если я верно поняла Вашу биографию) мешает Вам критично отнестись к воспринятой от них точки зрения."]

С Власовским движением я познакомился и проникся сочувствием к нему до того как узнал о существовании НТС.
Настаиваю на том, что перед войной большинство народа, испытавшего коллективизацию и "ежовщину" (по теперешней терминологии - геноцид) было против коммунистического режима.

 
[На реплику Сварога: "Генерал Власов - герой и патриот России! Его вклад в нашу историю огромен. Он первый, кто решил бросить вызов красному террору с еврейским лицом и бороться за свою Родину и Свободу."]
 
Власов был далеко не первым российским патриотом, бросишим вызов коммунистическому режиму. Но одним из наиболее известных.
А вот антисемитизма ни у него лично, ни у его сподвижников не было.
В тех условиях, в которых они действовали, это было геройством.
Совершенно свободен от антисемитской мерзости был и НТС, идеи которого оказали большое влияние на Власовское движение.

15-08-2003

[На реплику Ленина: "...некоторые из застольных разговоров Гитлера ясно свидетельствуют, что фюрер вовсе не собирался "освобождать Россию от коммунистического режима", а попросту колонизировать и уничтожить её народ - путем отчасти истребления, отчасти онемечивания русских и других народов нашей страны.  Власов сотрудничал с гитлеровским режимом. Причем начал сотрудничать, находясь в плену. Можно рассуждать о якобы ненависти большинства народа СССР к коммунистическому режиму перед войной (что является откровенной ложью), но даже при учете этого переход на сторону Гитлера - предательство не коммунистического режима, а своей страны и своего народа. "]

О Гитлере и нацистах - всё верно. Я говорю то же самое.
О Власове - всё неверно.
Вы просто повторяете коммунистические шпаргалки.
Явно не удосужились познакомиться ни с мемуарной литературой, ни с серьёзными исследованиями, такими как Е. [Н.] Андреева. "Генерал Власов и Русское освободительное движение" (1990) или совсем новые:
К. М. Александров. "Офицерский корпус генерал-лейтенанта А. А. Власова 1944 - 1945 гг." (2001) (Рец.: Р. Евдокимов, По делам их судите их ..., "Знамя" 202, ? 12),
Ю. [С.] Цурганов. "Неудавшийся реванш. Белая эмиграция во Второй мировой войне" (2001),
В. Батшев. "Власов", тт.1-2 (2002-3) (Рец.: Б. Фраш, Генерал Власов как объект литературного исследования, http://www.lebed.com/art3289.htm ? 318, 23 марта 2003 г.).

"... о якобы ненависти большинства народа СССР к коммунистическому режиму перед войной (что является откровенной ложью) ..."
Постарайтесь сообразить, какие у Вас основания так думать.

[На реплику "Мой отец рассказывал (со слов родителей), что многие крестьяне на Смоленщине до прихода немцев даже и не знали, кто хуже - немцы или коммунисты"]
Устная семейная традиция - ценный исторический источник.
Но сохраняемые в ней сведения, за исключением отдельных ярких эпизодов, редко удерживают первоначальную ясность. С каждым поколением точность воспоминаний уменьшается.
Историк, пользующийся этим источником, должен сопоставлять его свидетельства с данными других источников, особенно - документальных.
Что касается крестьянских настроений на Смоленщине перед войной, то тут историкам повезло. Они могут пользоваться материалами смоленских архивов.
Чекисты не успели их уничтожить, они попали в руки немцев, которые увезлм их в Германию. В конце войны их в Германии обнаружили американцы и увезли в Вашингтон. Все документы после войны были скопированы и предоставлены в распоряжение историков, а подлинники позже возвращены в Западную Германию.
Материалы, отложившиеся в этих архивах, касаются не только теперешней территории Смоленской области, но и всей Западной области с центром в Смоленске, в которую в 20-е - 30-е гг. входила и теперешняя Брянская область, и западная часть Тверской, и южная Псковской.
Наибольшую ценность в нашем контексте представляют многочисленные документы ГПУ- НКВД. Среди них - сведения о политических настроених населения, включая крестьян.
Интересны также опубликованные воспоминания, которых немного.
Опираясь на свидетельства всех доступных источников, можно прийти к таким выводам.
О намерениях нацистов смоленские крестьяне до войны ничего не знали. Коммунистическая пропаганда доходила до немногих, была противоречивой, ей не верили.
А ужасы коммунистического террора, "раскулачивания", "коллективизации" крестьяне, испытавшие всё это на себе, знали очень хорошо. Очень многие считали, что хуже "советской" власти ничего быть не может.
Такого рода настроения и питали Власовское движение.
Нацистские оккупационные власти поступали не глупо, а, с их точки зрения, целесообразно.
Насколько можно судить по всей совокупеости источников военного времени, ненависть к коммунистическому режиму преобладала среди смоленских крестьяно до весны-лета 1943 года, после чего возобладала ненависть к германским оккупантам.

О взглядах Власова.
Конечно, чужая душа - потёмки.
Даже в своих взглядах человеку бывает нелегко разобраться.
Но, когда речь идёт о выдающейся личности, историк не может отказаться от задачи по возможности выявить её взгляды и понять, осмыслить их.
Доступных историку источников для изучения взглядов Власова и их развития немного, но они есть.
Кое-что публично говорил сам Власов.
Кое о чём можно судить по его действиям.
Опубликованы воспоминания людей, знавших его во время войны.
Из последних наиболее ценны:
В. [С.] Штрик-Штрикфельд. "Против Сталина и Гитлера" (1975, 2003),
Прот. Александр Киселёв. Облик генерала А. А. Власова (Записки военного священника) (б. г., ок. 1976).
Штрик-Штрикфельд, рижанин, российский патриот, воевавший в Первую мировую войну в российской армии против Германии, во Вторую, будучи капитаном германской армии, был связан с теми армейскими кругами, в которых созрел заговор против Гитлера. В 1943-45 гг. он был немецким начальником Дабендорфской школы пропагандистов, бывшей фактически идейным и организационным центром Власовского движения (прекрасное исследование об этой школе молодого петербургского историка К. М. Александрова "Русские против Сталина: надежды и иллюзии" частично опубликовано в журнале "Посев", 2003, ## 3, 5). Между ним и Власовым установились доверительные отношения.
Недавно скончавшийся в Москве о. Александр Киселёв до войны был священником в Таллине, деятельным участником Русского Студенческого Христианского Движения. Во время войны был духовником Власова. Я его знал (после войны).
Оба автора заслуживают полного доверия. Их воспоминания - надёжные источники.
Основываясь на всём корпусе доступных исследователям источников, можно утверждать, что, увлечённый во время гражданской войны большевицкими лозунгами (особенно, "Земля - крестьянам!"), Власов под влиянием "советской" действительности постепенно разочаровывался. Но окончательно осознал себя антикоммунистом и решился бороться с режимом, попав в окружение на Волховском фронте летом 1942 г., перед тем как местнве крстьяне выдали его немцам.
Не в плену, а перед пленением, которого до последнего дня пытался избежать.
У Власова не было никаких иллюзий относительно планов Гитлера. Он не связывал свою судьбу и судьбу Русского Освободительного Движения с германской победой.
В 1945 году, перед самым концом войны мне привелось познакомиться с молодым власовским офицером, выпускником Дабендорфской школы. Он рассказал мне, что на церемонии выпуска (не позже февраля) Власов в своей краткой речи сказал : "Германия терпит поражение, и не нам об этом жалеть. Наше время придёт после войны."

16-08-2003

О возможной встрече Власова и Карбышева.
["На реплику Платона Морозова: "Не могли бы Вы сопоставить фигуры Власова и Карбышева? Насколько я помню, они встречались, хотя могу и ошибаться. Есть ли какие-нибудь свидетельства этой встречи, или разговор был один на один?"]

 Не думаю.
Судя по спискам лагерей, они были в разных местах.
На всякий случай, запомню вопрос.
Если наткнусь на какие-то сведения, сообщу Вам.

 Д. М. Карбышева я знаю плохо. Публикации о нём, которые мне попадались - коммунистическая агиография позднесталинско-брежнеского пошиба.
Он был потомственным военным (из Сибирского казачьего войска). Насколько можно судить - с сугубо профессиональным кругозором военного инженера.
В 1918 году, когда российский офицерский корпус раскололся почти пополам, примкнул к "красным".
Возможно, под влиянием взглядов, высказанных ген. Брусиловым ещё в сентябре 1917 года, которые впоследствии получили название сменовеховских или национал-большевицких (ничего общего с теперешними лимоновскими).
Был "буржуазным специалистом", "беспартийным большевиком" (до 1940 г.)..

Власов был на 20 лет моложе (род. в 1900).
Из крестьян, закончил духовную семинарию, учился на агрономическом факультете Нижегородского университета (открытие новых университетов подготовил акад. Вернадский, тов. министра просвещения в правительстве Керенского).
В Красную армию попал в 1919 г. по мобилизации.
Тогда же по обвинению в участии в антибольшевицком заговоре был расстрелян его старший брат. Во время коллективизации "раскулачен" отец (середняк, бывший гвардейский унтер-офицер, монархист, поклонник Александра III).
Власов всегда остро ощущал социальную несправедливость.
Кажется, ко времени производства в генералы он уже вёл двойную жизнь, внешне жил в мире сталинских фикций, внутренне был нормальным человеком. Думал одно, а говорил другое. Такое "двуличие" тогда было очень частым среди "советской" интеллигенции.
Власов был верующим человеком. Будучи в Китае, занялся изучением китайской культуры, включая философию. По некоторым свидетельствам, во время войны (как до, так и после пленения) производил впечатление человека, занимающегося наукой, философски мыслящего. Подолгу беседовал с одним немецким профессором-философом на темы нравственной философии.
В военном деле проявил стратегические и тактические способности.
Такие же способности прослеживаются в его политике.
Несомненно, гораздо более крупная личность, чем Карбышев.
Слух об их встрече, возможно, - искажённый отголосок встречи Власова с ген. М. Ф. Лукиным.
На встрече договорились о том, что Лукин примкнёт к Власовскому движению, если немцы сдержат свои обещания. Для защиты Лукина была пущена версия, что он назвал Власова изменником и прогнал. Эту версию Власов с той же целью повторил в "суде".

18-08-2003

В этом году вышла книга : К. М. Александров. Против Сталина: Власовцы и восточные добровольцы во Второй мировой войне. Сборник статей и материалов. СПб, "Ювента", 2003 (Б-ка журнала "Новый часовой").
Я её ещё не видел, но, судя по известным мне работам автора, должна быть серьёзной.

 
19-08-2003

[На реплику Михаила Владимировича: "Власов успешно воевал с немцами пока его армию не окружили . Штаб его отбился от остальных соединений. И вот в полном окружении , с полностью разбитой армией, без связи, один с маленькой группой сослуживцев, он внезапно осознал, что гитлер - главный друг русского народа ..."]

С чего Вы взяли, что Власов "внезапно осознал, что Гитлер - главный друг русского народа"?
Никогда он этого не думал.
Прекрасно сознавал, что Гитлер - враг.
Но решил попытаться временно использовать внешнего врага против врага внутреннего, от которого избавиться было несравненно труднее.
С какой стати пустословить?
Прочитайте хотя бы литературу, которую я тут указал.
Тогда, ЗНАЯ ФАКТЫ, сможете оценивать Власова.
Положительно или отрицательно - дело Ваше.
Пустые, ни на чём не основанные домыслы не могут способствовать осмыслению явления Власова - в высшей степени важного явления в русской истории.

 Ещё пример пустословия, на этот раз - в Польше
 "Комсомольская правда", 8 августа 2003 г.:
"Отца Путина записали в предатели ...
... польские газеты причислили его к власовцам ....
На [фотографии] ... вместе с власовцами, которые, как утверждает газета, принимали участие в подавлении Варшавского восстания в августе 1944 года. ... 'поручик' в казачьей форме ..."
Польская газета пустословит. Власовцы не принимали участия в подавлении восстания. И не могли принимать, т. к. ИХ ЕЩЁ НЕ БЫЛО.
Части РОА формировались после Пражского манифеста 14 ноября 1944 г.
А вот ПЕРВЫЙ приказ ген. Власова: "... 28 января 1945 года. ... сего числа я вступил в командование Военными Силами Комитета Освобождения Народов России."
К чести "КП", она пишет : "как утверждает [польская] газета". От пустословия отмежёвывается.
Казачьих частей у Власова не было. Следуя политике "разделяй и властвуй", Гитлер не допустил их подчинения Власову.
Кстати, казачьи части германской армии состояли не только из добровольцев, в них были и мобилизованные.
Летом 1943 года я сбежал от такой мобилизации и после этого жил под оккупацией полулегально, без паспорта.
Главным виновником подавления Варшавского восстания был Сталин.
"Советская" армия стояла в бездействии на правом берегу Вислы против Варшавы пока востание не было подавлено.

 

О присяге.
 ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ПРИСЯГА ПРЕСТУПНОМУ РЕЖИМУ - ЕЩЁ ОДНО ПРЕСТУПЛЕНИЕ ТАКОГО РЕЖИМА.
 [На реплику Ratislaw: "Власов не давал принудительной прияги, он осознанно пошёл за этим режимом в 1917-ом году, он виновен во многих престеплениях режима, а потом, когда его прижали, "прозрел"..."]
Вы невнимательно читали то, что я писал.
В 1917 году Власов к большевикам не примыкал.
Его МОБИЛИЗОВАЛИ в 1919.
Прозревал, как я пмсал, ПОСТЕПЕННО.
Вероятно, совсем прозрел ДО ПРОИЗВОДСТВА В ГЕНЕРАЛЫ.
Перед пленением принял решение БОРОТЬСЯ С ПРЕСТУПНЫМ РЕЖИМОМ.

 
[На реплику Ratislaw: "Если он был мобилизован в 1919, значит мог участвовать в боевых действиях, в подавлениях восстаний и т.д. Прозревал, как же он тогда в любимчики к Джугашвили пробился?"]
"Мог участвовать" - не значит, что участвовал.
Никаких сведений о его участии в подавлении восстаний у меня нет. Если у Вас есть, поделитесь. Буду очень благодарен. Меня биография Власова интересует.
Как попал в любимчики, понятно.
Вы, опять-таки, невнимательно читали, что я писал.
Власов жил двойной жизнью. Внешне - в мире сталинских фикций, внутри - нормальным человеком.
Подобно Алексею Толстому, Эренбургу и многим, многим интеллигентам.

 Власов не перешёл на сторону "белых".
 "Он ... мог перейти на сторону Белой армии ..., но не сделал этого". [Ratislaw]
Я и писал, что он тогда увлекся ленинскими лозунгами, особенно - "Земля крестьянам!"
19-летнему студенту из крестьянской семьи нетрудно было этим лозунгом увлечься.

 
20-08-2003

Об обращении с пленными.
"Дикарь" всё-таки признаётся человеком.
У нацистов был термин Untermensch, который удачно переводят как "недочеловек". Он широко использовался в официальной пропаганде, в том числе - в войсках.
Под него подпадали, в частности, русские.
Я сам был таким "недочеловеком" в лагерях в Германии полтора года, с конца 1943 до мая 1945 (когда нас освободили англичане).

 
Я не слышал, чтобы англичане расстреливали пленных (специально этим не занимался).
На их совести (до сих пор!) принудительная репатриация "советских граждан" (бывших таковыми на 3 сентября 1939 года), взятых в плен в германской форме, и выдача в Линце (в Австрии) казаков без разбора, включая стариков, женщин, детей и иностранных граждан.

[На реплику Ratislaw: "Ну это естественный шовинизм, пропаганда для своих, естественно, что говорили, что "немцы - великая нация, остальные - низшие" и т.д. Этим они объединили народ. Если бы велось целенаправленное уничтожение других народов, то потери от войны были бы гораздо более катастрофическими."]
Во-первых, что значит "естественный шовинизм"? Шовинизм - идеология, появившаяся в XIX веке, названная по имени персонажа французских комедий солдата Шовена (термин - с 1834 г.).
Во-вторых, расистская идеология Розенберга - Гитлера - Гёббельса имела другие корни.
В-третьих, далеко не все не-немцы попадали в "недочеловеки".
Выстраивалась лестница расовых и псевдорасовых категорий. Немцы - на вершине (а сам Гитлер - черноволосый!), ниже - "арийцы" скандинавы и нидерландцы ("заблудшие братья"), союзники по Антикоминтерну (в т. ч. японцы - "почётные арийцы"), французы ("с негритянской примесью"), англо-американцы ("ожидовелые") и т. д. Из европейцев ниже других - славяне, из которых ниже всех - русские ("ожидовелые полумонголы"). Ниже русских - только другие "недочеловеки" - цыгане и евреи. Русские подлежали порабощению, цыгане и евреи - истреблению.
Кстати, лужичан, о которых Вы писали, по-моему, не выделяли из немцев, они подлежали окончательному онемечению. Нельзя забывать, что подавляющее большинство немцев к востоку от Эльбы - потомки онемеченных славян. Очень часто - со славянскими фамилиями.

(19-08-2003) О политике оккупантов по отношению к населению.
Различия в поведении разных начальников объяснялись не только их личными качествами, о которых Вы говорите, но ещё и соперничеством разных ведомств.
Его было видно невооружённым глазом.
Армейское начальство выгодно отличалось от эсэсовского и от представителей розенберговского министерства по делам "оккупированных восточных областей".
Соперничавших между собой ведомств было с полдюжины, если не больше.
Соперничество их в центре использовали Власов и его сподвижники на пользу русскому делу.


Об "издержках войны"
Конечно, война - мерзость, как и всякое убийство, вплоть до самой гуманной смертной казни по справедливому приговору праведного суда.
Но нельзя всё-таки всякое мерзкое поведение во время войны огулом списывать на войну.
В частности, разные оккупанты во время Второй мировой войны вели себя по-разному.
Мне привелось испытать три оккупации: кратковременную румынскую и вскоре сменившую её германскую на Кубани, и британскую в северной Германии.
Румынские солдаты были насильниками и мелкими жуликами (отнюдь не все, конечно). Но у них не было чувства превосходства над русскими (скорее - наоборот; русские между собой нередко пренебрежительно называли румын цыганами). Кроме того, по воскресеньям ходили молиться в открывшиеся при них православные храмы, и это сближало их с русским населением. Оккупационным властям было безразлично, как живут люди. Крестьяне сами ликвидировали колхозы, вернули свою землю. В городе появились частные и кооперативные лавки и мелкие предприятия.
Немецкие солдаты, как правило, были дисциплинированными. За молоко и яйца платили хозяйкам сахарином. Грабителями были не солдаты, а германские власти, которые восстановили колхозы, присвоили совхозы и промышленные предприятия, проводили реквизиции разных масштабов, вывозили в Германию продовольствие и заводское оборудование. Убивали евреев, расстреливали и вешали подозреваемых (обычно - безосновательно) в пособничестве коммунистам. Организованного снабжения городского населения продовольствием не было. Культурные ценности разрушали по собственной инициативе эсэсовцы. Другие - по приказу.
Британским войскам город Киль, рядом с которым находился наш лагерь, не пришлось завоёвывать. Германские войска на Северо-Западе страны сдались фельдмаршалу Монтгомери за несколько дней до общей капитуляции. Со стороны англичан и других военных, пришедших (правильнее сказать - приехавших) с ними (голландцев, поляков), не было никаких эксцессов. Военным запрещалось "братание" с немцами, но на запрет многие не обращали внимания. Оккупационные власти два года держали немцев на голодном пайке (но не мешали шведским и другим благотворительным организациям). Проводилась политика денацификации, часто безрассудно. В течение года взрывались судостроительные верфи. Пленным немецким военным морякам, которых нанимали разминировать проливы, прилично платили. Культурные ценности не разрушались. Осенью вовремя начались занятия в университете.
Обо всём этом рассказываю в подкрепление утверждения, что не следует всякие преступления и безобразия военного времени огулом валить на войну как на нечто всегда и везде единообразное.

21-08-2003

О финнах и "литовцах" в Москве.
1. Финны - принятое в науке название не только финноязычных жителей Финляндии и родственных им народов в местностях, прилегающих к Балтийскому морю, но и мордву, марийцев, удмуртов, зырян и пермяков.
В этом смысле к финнам принадлежало племя меря. Этноним этот известен с VI века по Р. Х. Согласно "Повести временных лет", центром Мерянской земли был Ростов.
Судя по археологическим и гидронимическим данным, поселения мерян простирались приблизительно до линии Москва - устье Клязьмы.
Названия рек "Клязьма" и "Москва" - финские.
Меряне заселяли север и восток теперешней городской территории Москвы.
2. "Литовцы" - выражение неудачное.
Правда, раньше "литовскими" нередко называли языки, которые теперь лингвисты называют балтийскими.
Балтийские племена до прихода славян заселяли всю теперешнюю Белоруссию, а дальше к востоку вклинивались между финнами и иранцами. Острие клина находилось в Москве. Гидронимы "Истра", "Сестра", "Угра" - балтийские. Астионим "Можайск" - тоже. Академик В. Н. Топоров нашёл балтизмы внутри московского Кремля.
Эти балтоязычные племена относились к западнобалтийской подгруппе (вместе с пруссами). Одно из них известно по имени - летописная голядь, жившая по верхней Угре.
К восточнобалтийской подгруппе относятся теперешние латыши и литовцы. Последние дялятся на собственно литовцев (аукштайчяй "верховинные") и жмудь (жемайчяй "низинные").
Основатели Литовского великого княжества Миндовг, Гедимин были аукштайтами, литовцами собственно, а не жмудинами.
Полный титул князя - великий князь Литовский, Жмудский и Русский.
Литвинами называли не только белорусов. Помните у Пушкина : "Три у Будрыса сына, Как и он, три литвина"? Будрыс - имя литовское, а не белорусское.
Литовскими людьми москвитяне вплоть до XVII века называли не только белорусов, а всё население великого княжества.

24-08-2003

[На реплику Neuromancer: "Дедуля, если вас когда-то коммунисты обидели, это ещё не повод Россию грязью поливать!"]
Вы можете привести хотя бы одну фразу, в которой бы я поливал Россию грязью? Не можете.
Я всегда был российским патриотом. Посвятил России всю свою долгую профессиональную и общественную жизнь.
Антикоммунист я не из-за каких-то личных обид. Российский патриот может не быть антикоммунистом только по недоразумению.
Коммунисты - злейшие враги России, причинившие ей больше вреда, чем все остальные враги вместе взятые за всю историю.
Я горжусь тем, что Россия не смирилась с коммунистическим режимом. Что в ней никогда не прекращалось сопротивление коммунистическому гнёту. Что сумела избавиться от него.
Как патриот, убеждён, что Россия преодолеет теперешние трудности. Справится с ползучим красно-коричневым реваншем.
Свободная Россия займёт достойное место в свободной Европе и свободном мире.

Наверх

Участники беседы:

СВУ - Сергей Васильевич Утехин
Правдоруб Екклезиастов - Борис Николаевич Еникеев
murka- Ю.М. Баскакова
Марлов Михаил Владимирович
Платон Морозов
Иван Иваныч Противвсех
Ratislaw
George IV - Юрий Крупнов

добавлено 06.05.2005
На главную | CиВиУ | Утехин С.В. | Гостевая Книга | Форум



Hosted by uCoz